Закончился первый месяц жизни ребенка. Завершилось его приспособление к условиям существования. Поэтому вполне естественно, что в конце первого месяца подводятся и первые итоги. Это делается, как правило, в детской поликлинике.
Основными показателями физического развития является масса и длина тела.
Масса, несмотря на ее снижение в первую неделю жизни, в дальнейшем быстро возрастает. Практически за три недели она увеличивается в среднем на 600г., или примерно на 20% по сравнению с массой тела при рождении. Длина тела в первый месяц возрастает на 3 см . На втором месяце масса тела увеличивается еще на 800г, длина – на 3см.На первом месяце жизни ребенок лежит в основном на спине без подушки. Мышцы его еще сохраняют напряженность, т.е. высокий тонус, свойственный эмбриональному периоду. На втором месяце скованность мышц уменьшается. Развитие функций идет параллельно с совершенствованием деятельности нервной системы. Вначале более крепкими и функционально зрелыми становятся мышцы шеи. Это позволяет малышу, лежа на животе, приподнимать и удерживать голову или поворачивать ее в сторону, что обеспечивает свободное дыхание, а также возможность посмотреть вокруг.
Ребенок уже начинает рассматривать висящие над ним игрушки. Если с ним ласково разговаривать, он отвечает радостной улыбкой, а позже начинает гулить и усиленно двигать ручками и ножками.
Дальнейшему укреплению мышц шеи и развитию мышц туловища способствует выкладывание ребенка на живот. Выкладывать малыша на живот надо несколько раз в день, обязательно на ровную и твердую поверхность (стол, покрытый легким одеялом или пеленкой). Твердая поверхность заставляет его напрягать мышцы туловища. Целесообразно выкладывать малыша на живот обнаженным. Подобные минутные воздушные ванны – мягкое, но существенное закаливающее мероприятие.
Время бодрствования ребенка должно использоваться не только для физического, но и для умственного развития. Много внимания требуется уделять совершенствованию функции органов чувств малыша, особенно развитию зрения и слуха. Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах развивается обычно к концу первого месяца жизни. Для стимуляции его используются игрушки, которые привлекают внимание малыша. Без этого невозможно рассматривание и познание мира. Поле зрения ребенка в этом возрасте довольно узкое, и игрушки надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью. Каждые 2-3 дня их полезно менять.
Для развития слуха, умения прислушиваться к звукам, определять их направление можно постукивать различными погремушками с разных сторон кроватки.
Младенец еще ничего не умеет. Но это человек. Он будет мыслить, разговаривать, созидать. С первых дней жизни он должен слышать человеческую речь. Так оно обычно и бывает. При кормлении или пеленании мать тихонько и ласково разговаривает с малышом. И хотя пройдет еще немало времени, Прежде чем ребенок ей ответит словом, понимать речь он научится намного раньше. А пока восприятия речи нет. Но, если не разговаривать с малышом, оно своевременно и не появится.
Со второго месяца жизни ребенок, после того как проснулся и поест, проявляет признаки желания побыть в обществе. Вообще переоценить роль общения взрослого с ребенком невозможно. С первых месяцев жизни малыш из всего окружающего выделяет человека, который становится для него более привлекательным, чем все остальное.